«Чаек» будет много, «Чайки» будут разные – интервью с директором СК «Ак Барс» — Медиапалуба

«Чаек» будет много, «Чайки» будут разные – интервью с директором СК «Ак Барс»

Летом прошлого года Россия получила первое в своей истории прогулочное судно, работающее на сжиженном природном газе. Проект «Чайка» был реализован судостроительной корпорацией «Ак Барс». Одни считали это любопытным экспериментом, другие сразу заговорили о том, что это настоящий прорыв в будущее. Какие перспективы у российских СПГ-судов «Медиапалубе» рассказал генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов. Интервью было проведено в рамках выставки гражданского судостроения «Нева 2021», состоявшейся в конце сентября в Санкт-Петербурге.

— Расскажите, как прошел первый год эксплуатации судна, какие сделаны выводы?

— «Чайку» мы построили и ввели в эксплуатацию в 2020 году. После ее работы в августе-сентябре 2020 года появились определенные вопросы, связанные с доработкой, что вполне нормально, поскольку судно является головным. В зимний период были решены все моменты, связанные с эксплуатацией.

Газовая тема для нас очень интересна. Она является перспективной, поскольку применение сжиженного природного газа сегодня крайне востребовано. Так что нам сегодня надо не лениться и искать способы его использования в судостроительной и судоходной отрасли. Но, конечно, реализация этого проекта нуждается в государственной поддержке. И второе условие – наличие береговой инфраструктуры, которая бы обеспечила заправку таких судов.

Необходимо плотно работать с регионами в отношении не только прогулочных, но и грузовых судов, которые могли бы работать на сжиженном природном газе. Нужно строить СПГ-буксиры, пассажирские суда на СПГ – в общем, весь спектр.

У нас теперь есть компетенции, поэтому у корпорации появилась новая идеология – стать исполнителями в определенных вопросах по этой теме. В частности, углубить сотрудничество с «Газпромом». В начале октября состоится подписание соглашения о партнерстве в развитии морских и речных судов, работающих на сжиженном природном газе. Мы расширяем линейку, предлагая проект, который ляжет в основу других судов на СПГ – как грузовых, так и грузопассажирских.

Фото: пресс-служба «Ак Барс»

— И проекты таких судов уже создаются?

— Да, сегодня уже есть наработки в плане сухогрузов, танкеров для перевозки СПГ, буксиры на СПГ-топливе. В этой теме очень заинтересованы эксплуатанты. Причем для них особенно важной является идея о том, что сжиженный природный газ невозможно украсть. Это на самом деле больная тема. Ведь любой эксплуатант регулярно сталкивается с тем, что дизтопливо иногда разбавляют, ухудшая тем самым его характеристики. А в результате выходит из строя энергетика, работающая на этом топливе. Так что клиенты очень нуждаются в таком виде топлива, который бы обеспечил в полной мере срок работы матресурса и который невозможно было бы, скажем так, украсть. Не подумайте, что мы кого-то обвиняем. Мы просто передаем пожелания к топливу со стороны многих эксплуатантов.

— Переговоры о «Чайке» уже велись с рядом регионов, например, с Якутией. Есть ли какие-то конкретные результаты, прогнозы по контрактам?

— Да, переговоры идут – и с Якутией, и с Пермью, и с другими регионами. Основной момент, который всех сдерживает, это наличие инфраструктуры. Вернее, ее отсутствие. На ближайшем Газовом форуме одной из тем обсуждения как раз будет береговая инфраструктура. У нас пока получается так, что мы идем с опережением: есть потребитель, но нет точек для заправки. Максимум есть решения с временными заправками, но я считаю, что это неправильно. Нужны именно стационары.

Вопрос на самом деле предельно актуальный и не только для судоходства. Сейчас и в плане автотранспорта выпускается много моделей, работающих на сжиженном природном газе. Многие регионы уже активно осваивают их, в том числе и Татарстан. Это показывает, что и на воде востребованность будет высокой, как только появится необходимая инфраструктура.

— Давайте представим, что инфраструктура появилась. Насколько высока будет эффективность такого вида транспорта? Насколько он экономически оправдан для регионов?

— Тут нужно иметь в виду следующее. Конечно, мы многие вещи измеряем прежде всего с точки зрения бизнеса. Но есть моменты стратегические, на которые стоит смотреть с государственной точки зрения. Или с точки зрения того, какую экологию мы оставим будущим поколениям, какой задел сделаем в продвижении инновационных технологий. Так что проект «Чайка» — это как раз шаг в будущее. Мы выходим на снижение выбросов вредных веществ. Мы делаем проект, работающий на топливе, запасы которого в стране огромны.

Такая идеология ставится нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Он неоднократно обращался к нам – крупным предприятиям и регионам – с пожеланием активно двигаться в этом направлении. Я думаю, это правильно и тот регион, который заинтересован в будущем, обязательно преуспеет.

А слишком консервативное цепляние за парк судов, работающих на мазуте, в перспективе станет проигрышной стратегией, поскольку рано или поздно их запретят, как уже сегодня происходит в Евросоюзе. Ведь европейские страны прямо сейчас запрещают эксплуатировать дизельные суда вдоль своих берегов и требуют устанавливать на них соответствующие фильтры, обеспечивающие снижение выбросов. У нас тоже такое будет, ведь мы живем на одной планете под названием Земля.

— При гарантированном спросе в каких объемах завод готов выпускать такие суда?

— Завод имеет все компетенции и готов в год выпускать от шести до десяти судов на СПГ. Для этого у нас есть вся инфраструктура, завод прошел за период с 2013 по 2016 гг. модернизацию и технологически готов к такому вызову. Так что мы ждем заказчиков. Причем подчеркну, что речь идет не просто о выпуске конкретного судна.

Завод предлагает комплексную работу – просчитать бизнес-модель, сформировать маршруты, сформировать техническое задание необходимого вам проекта, даже строить эти суда в кооперации с самими регионами, обеспечивая им рабочие места. Можем помочь освоить какой-то вид бизнеса, который не противоречит нашей деятельности. Для зауральских территорий можем даже рассмотреть предложение совместно строить корабли удаленно прямо в регионе, чтобы не тратить лишние деньги на логистику.

— Давайте напоследок немного отвлечемся от гражданской тематики и скажем пару слов про «военку». Недавно был спущен на воду очередной МРК, еще два корабля строятся по этому проекту, а потом серия должна завершиться. Возможно ли ее продление?

— К сожалению, я не могу давать подробную информацию по этому проекту. Единственное, что могу сказать: все корабли, которые строятся для Военно-морского флота, производятся качественно и в срок, а сданные МРК успешно эксплуатируются. Но если касаться других тем, связанных с Минобороны, то хочу сказать, что кроме строительства кораблей есть и другие направления сотрудничества с флотом.

Например, мы ежегодно продлеваем контракты на сервисное обслуживание, создали сервисные участки на Каспии, на Черном море, на Балтике. Сейчас век цифровизации, поэтому мы уже выходим с предложением цифрового планирования сервиса, где отражается, какой вид ремонта необходимо проводить, чтобы продлить срок службы эксплуатируемого оборудования.

Беседовал Ренарт Фасхутдинов

Теги
Компании
Похожие новости