Аппарат создается по заказу «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».
На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе продолжается реализация проекта «Цифровая верфь». Проект новый, сложный и дорогой. Что столь масштабная модернизация даст судостроению, «Медиапалубе» рассказал Анатолий Моисеев, руководитель дирекции по строительству ОССЗ.
П: Анатолий Александрович, с чего начинался проект «Цифровая верфь»?
— Началось все с возобновления работы Онежского судостроительно-судоремонтного завода, который с 2012 года находился в стадии банкротства. По предложению государственной комиссии по подготовке к празднованию столетия со дня образования Республики Карелии, возглавляемой Патрушевым Николаем Платоновичем, в 2014 году было принято решение возобновить деятельность, когда завод был передан в ведение ФГУП Росморпорт. Тогда нужно было задать и направление развития предприятия. Так, в 2017 году, по предложению государственной комиссии, было дано указание президента России по проведению глубокой модернизации завода с созданием на его базе цифровой верфи.
Проект разрабатывался Санкт-Петербургским морским техническим университетом во взаимодействии с Центром технологии судостроения и судоремонта и проектной фирмой «Союзпроектверфь». В 2021 году было получено положительное заключение Главгосэкспертизы.
П: На какой стадии реализации проект находится сейчас?
— Сегодня мы находимся на той стадии реализации проекта, когда уже решены все вопросы по выделению бюджетных инвестиций. Заключен договор с подрядчиком – «Военно-строительной компанией». Реализация проекта началась в январе 2022 года.
Мы закупаем высокотехнологическое оборудование, которое будет устанавливаться на возведенных объектах. Срок окончания строительно-монтажных работ – июль 2024 года. Параллельно с этим ведутся работы по созданию интегрированной информационной системы цифрового производства.
Сводка о работах в рамках проекта «Цифровая верфь» от «Военно-строительной компании»: Специалисты Военно-строительной компании возводят современный комплекс Онежского судостроительно-судоремонтного завода. Летом этого года было завершено строительство подпорной стены из 650 буросекущих свай (эта технология позволяет удерживать от оползней участки с зыбким грунтом), готовы монолитные фундаменты нулевого цикла, ведем работы по устройству металлического каркаса здания, наружных инженерных сетей.
В октябре, несмотря на сильные ветра и дожди, работы идут согласно графику. Формируются бетонные основания под оборудование, с помощью кранов монтируются металлоконструкции второго и третьего ярусов.
С нуля будут возведены: блок корпусных цехов (25 020 м²); компрессорная станция (312,2 м²); центр обработки данных (28 м²); станция технических газов (200 м²); контрольно-пропускной пункт (167,5м²).
Военные строители уже залили фундаменты компрессорной станции воздуха низкого давления, станции газификации технических газов и центра обработки данных, а также локальных очистных сооружений, возвели здание контрольно-пропускного пункта с полным сетевым подключением, подготовили въезд для техники. Всего на объекте смонтировано 1 400 тонн металла.
Новый и старый корпуса завода свяжут друг с другом. Вокруг зданий проложат автодороги и пешеходные тротуары, благоустроят территорию, оборудуют места для отдыха.
П: После того, как будет завершена модернизация, какие суда вы сможете строить?
— По сути, это будут те же суда, которые мы можем строить и сейчас. Когда мы говорим о новых функциях верфи, речь идет о расширении производства и увеличении общих возможностей. Например, в сфере переработки металла мощности будут увеличены в 10 раз.
Согласно расчетной программе, обновление производства позволит нам выпускать до 10 судов различного назначения ежегодно. Это будут сухогрузы, танкеры, буксиры, промысловые суда и вспомогательный и технический флот.
Следует отметить, что модернизация производства проводится без остановки работы предприятия.
П: Можно для простого обывателя объяснить, что такое цифровизация и в чем перспективность этого явления в контексте судостроительных предприятий?
— На самом деле, для запуска «Цифровой верфи» на базе завода будет устанавливаться современное оборудование, которое сможет давать прямую обратную связь о работе всех механизмов в данный момент. Встроенные программы будут выдавать актуальную статистику производства. На всех этапах строительства судна мы будем точно знать, где мы находимся и какой процесс последует дальше. Эти действия значительно упрощают планирование производства. Получив точный проект изначально, можно спланировать задания на строительство судна, детально разложив все этапы. Все виды работ и все необходимые для их выполнения инструменты и оборудование будут заранее сформированы.
Составляющих в системе цифровизации будет много. Это не только непосредственно производство, но, к примеру, и документооборот, который может быть не всем заметен, но, безусловно, важен; система идентификации материалов, оборудования, деталей и сборочных единиц при помощи QR-кодов, RFID-меток и других технологий.
П: Работники завода будут проходить дополнительное обучение?
— Наши специалисты прямо сейчас работают с компаниями-проектантами, обучаясь новому функционалу. Конечно, потребуются дополнительные кадры. Уже третий год мы работаем с «Корабелкой» по целевой подготовке, в том числе IT-специалистов для судостроительной отрасли. Во взаимодействии с Петрозаводским автотранспортным техникумом готовим специалистов среднего звена и по рабочим профессиям.
П: В проекте участвовали ранее иностранные компании? Как изменилась реализация проекта с 2022 года?
— В разработке самого проекта иностранных компаний не было. Но согласно проектной документации предполагалась закупка и установка импортного оборудования. Однако с учетом сложившейся ситуации в проведении закупок на конкурсной основе иностранные компании участие не приняли.
П: Недавно стало известно, что Минпромторг дополнительно выделил два миллиарда рублей на проект «Цифровой верфи». С чем это связано?
— Завод включили в план развития Северного морского пути, который предусматривает переоборудование производственных мощностей для строительства судов арктического флота. Мы и сейчас строим суда усиленного ледового класса, но для создания более тяжелых судов требуется дополнительная модернизация мощностей, в частности, модернизация слипа.
Аппарат создается по заказу «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».
Строительство катера выполняет «Сокольская судоверфь».
Среди них — ТНПА рабочего класса и обитаемый подводный аппарат «Ясон».
Краткое содержание всех докладов