Цифровые реки: технологии, которые нужны речному судоходству  — Медиапалуба

Цифровые реки: технологии, которые нужны речному судоходству 

В этом году перед внутренним водным транспортом России поставлены новые масштабные задачи, в том числе утверждена Транспортная стратегия до 2030 года. В ее рамках объем грузоперевозок должен вырасти до 118,8 млн тонн, объем перевозок пассажиров до 10,9 млн человек. С ростом показателей объемов растут и требования к организации и контролю судоходства на реках. Например, судоходные компании просят пересмотреть устаревшие стандарты и методы связи, разработанные еще в советские времена, и внедрить современные цифровые технологии. В то же время судовладельцы опасаются резких перемен и больших затрат на установку нового оборудования.

О том, как необходимо адаптировать стандарты связи, навигации и безопасности на воде, мы поговорили с Алексеем Мигалиным — генеральным директором компании «НавМарин».

П: Алексей Анатольевич, чем занимается компания «НавМарин»? 

— Компания «НавМарин» специализируется на разработке и производстве систем навигации и радиосвязи для судов речного и морского флота. Одним из направлений нашей деятельности является поставка электронных картографических навигационных систем — ЭКНИС, СОЭНКИ, ЭКС. Простыми словами, мы предоставляем инструменты, которые помогают капитану судна пройти по назначенному маршруту — безопасно, комфортно и быстро.

Алексей Мигалин / Фото: Навмарин

На выставке «НЕВА» в числе прочих продуктов мы представляем собственные электронно-картографические системы NavCom Voyager. Версии для речных судов сейчас единственные на рынке, имеющие одобрение Речного регистра. Также к концу текущего года мы планируем получить одобрение Морского регистра на версию ЭКНИС для морских судов. Системы работают на отечественном программном обеспечении, разработанном на базе Linux и включенном в государственный реестр российского ПО.

Второе важное направление нашей работы – это разработка средств связи в интересах речного и морского флота, причем больший упор мы делаем на речной транспорт. Связано это с тем, что на реке используются устаревшие технологии и методы связи. Например, сигнал бедствия до сих пор подается голосом, без передачи координат терпящего бедствия судна по каким-либо служебным каналам. На море все это давно внедрено, а на внутренних водах проблема все еще присутствует. Поэтому наша компания приняла решение провести инициативную разработку системы ЦССБ – первой в мире цифровой системы связи при бедствиях. Кроме того, эта система позволяет вести достоверный мониторинг судов.

Сейчас большое количество маломерных судов не попадает под нормы снабжения существующими устаревшими системами связи, тем не менее задача обеспечить максимально возможную безопасность остается неизменной. Береговой диспетчер должен быть в курсе, какое количество и каких судов ходит по внутренним водам и каково их точное местонахождение. Именно эту задачу позволяет решить система ЦССБ. При этом при ее внедрении от судоводителей не потребуется никаких дополнительных затрат и оформления документов — достаточно просто иметь на борту УКВ-радиостанцию.

В настоящий момент УКВ-радиостанция является обязательной нормой снабжения любого судна, которое находится во внутренних водах. «НавМарин» выпускает радиостанции с ГНСС-приемниками, которые позволяют максимально точно определить координаты судна и отправить их через цифровой УКВ-канал в эфир. Сигнал могут принимать радиостанции, которые работают в нашей системе ЦССБ, а также береговые станции. Это необходимо для того, чтобы спасательные службы могли вовремя принять сигнал бедствия и как можно скорее оказать необходимую помощь.

П: Как эту информацию будут получать береговые станции? Им нужно регистрироваться в вашей системе или приобрести ваше оборудование?

— Необходимо иметь наше оборудование. Основные затраты при внедрении этой системы пойдут как раз-таки на оснащение берега станциями.

Среди владельцев судов затрат как таковых не будет: каждая радиостанция имеет свой срок службы и через каждые пять лет они меняются на новые. И уже в этих новых радиостанциях будет встроено все необходимое для подачи сигнала бедствия и отслеживания положения судна через систему ЦССБ.

Помимо этого, на наших стационарных станциях можно принимать актуальную путевую и метеорологическую информацию с возможностью отображения на электронной навигационной карте. Например, если поблизости ведутся работы по углублению фарватера, будет предложен рекомендуемый маршрут, чтобы обойти участок, где работают земснаряды. То же самое касается метеорологической информации: на карте будут отображаться текущие показатели силы и направления ветра, осадки, скорость течения и другое. Если условия неблагоприятные, система предложит наиболее безопасный путь.

П: Кто является вашим потенциальным заказчиком? Кому нужно внедрять систему цифровой связи?

— Наверное, начать нужно с Федерального агентства морского и речного транспорта. Это структура, которая регламентирует правила плавания судов по внутренним водным путям и контролирует проведение спасательных работ.

Глобально необходимо адаптировать способы связи при авариях так, чтобы спасательные службы правильно и оперативно реагировали на цифровые сигналы бедствия. Сейчас используются стандарты, которые не менялись с 60-х годов, когда были распространены аналоговые сигналы. Нужно активно переходить на цифровые технологии.

На одном из последних выступлений, посвященных сфере судоходства, Владимир Путин обратил внимание на то, что в ближайшие годы оборот грузов, перевозимых по внутренним водным путям, значительно увеличится. Как следствие увеличится и количество рисков аварий на воде. Поэтому внедрение ЦССБ на сегодня как никогда актуально.

Также сейчас остро стоит вопрос о мониторинге объектов, находящихся на воде. По текущим нормам снабжения, местонахождение и отслеживание судов осуществляется по данным АИС и попадают под такой мониторинг только пассажирские суда и флот, перевозящий опасные грузы. В России эта функция работает исключительно для понимания, где какое судно находится и куда оно направляется. Наша же система подразумевает гораздо более расширенный функционал.

П: А в Росморречфлоте уже презентовали эту систему?

— Росморречфлот — это структура, которая эксплуатирует флот, презентовать это нужно не им. Нужно начинать «сверху» и получать необходимые документы для эксплуатации системы. Станции с нашей системой продаются еще с 2019 года, на множестве судов они уже установлены, количество пользователей постоянно увеличивается. Проблема в том, что растет только судовая часть, а не береговая. Соответственно, сигнал бедствия могут получать только суда, имеющие на борту эти приборы. Так что наша главная цель на сегодня — оснастить системами береговые службы.

П: Вы упоминали собственный софт, а сами устройства и станции вы тоже производите самостоятельно?

Если кто-то вам скажет, что самостоятельно производит на территории РФ электронику и использует исключительно отечественные элементы, не верьте. На сегодняшний день мы можем производить пластиковые корпуса (но из импортного пластика); мы можем производить набивку печатных плат. Но элементная база на этих платах будет китайской. К сожалению, в России еще в 90-е годы была упущена тема производства элементной базы и разработки микропроцессорной электроники.

При этом, это достаточно важная область производства и разработок, необходимая для создания высокотехнологичного оборудования и изделий. Чтобы решить проблему, необходим комплексный подход, и инициатором должно выступать государство. Цена и качество на такие изделия должны быть сопоставимы с китайскими.

Мы тоже стараемся привносить свой вклад в развитие. Например, мы производим блоки питания на заводе в Подмосковье. К слову, «НавМарин» — единственная компания, которая использует три разных типа чипсетов для ГНСС-приемников: чипсеты от Ижевского радиозавода, от НИИМА «Прогресс» и от компании «Навис». Такая система производства с привлечением нескольких поставщиков была оперативно организована нами в прошлом году, чтобы после ввода санкций мы не «проседали» в производстве ГНСС-приемников и не прерывали поставки клиентам.

П: Вы используете в производстве элементную базу из Китая. Всегда ли это была китайская микроэлектроника или только последний год?

— Мы никогда не ориентировались в этом вопросе на Европу, так как европейцы сами используют китайские микроэлементы. Мы работаем на рынке более 20 лет и 15 из них сотрудничаем с заводом, который расположен в Китае — он поставляет нам все необходимое в должном качестве.

П: На каких проектах, судах можно найти ваши решения? 

— Оборудование «НавМарин» используется для оснащения практически всех судов, которые выпускает ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, — новых «Метеоров» и «Валдаев» в частности.

П: Какие у вас ближайшие планы по развитию — на что делаете главную ставку? 

— Мы делаем ставку на внедрение системы ЦССБ. На данном этапе для нас важно, чтобы разработанный нами стандарт был принят на уровне Минтранса и внесен в российский реестр стандартов «О безопасности судов».

П: Сегодня мы в основном говорили о новинках, важных для судоходства в России. А есть ли у вас планы выйти на экспорт? 

— На выставке «НЕВА» мы общались с представители Речного регистра Беларуси. Наши изделия полностью подходят под их стандарты, так что белорусский флот мы уже оснащаем различным оборудованием и готовим к поставке свои новинки.

Теги
Компании
Похожие новости