«Мы открываем новую страницу в исследовании Заполярья» — Медиапалуба

«Мы открываем новую страницу в исследовании Заполярья»

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» проекта 00903 — это научно-экспедиционное судно, не имеющее аналогов в мире. ЛСП построили на «Адмиралтейских верфях» по заказу Росгидромета для Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

Александр Макаров, директор ААНИИ, рассказал «Медиапалубе» о значении проекта, о том, как возникла идея его разработки и о ближайших планах института на новейшее судно.

П: Александр Сергеевич, как зародилась идея создания платформы «Северный полюс»? Какие изменения претерпел проект с первой версии и какова была роль ученых института при проектировании?

— Платформ, подобных ЛСП «Северный полюс», в истории изучения Арктики еще не было. Хотя концепцию самоходной платформы для полярных исследований использовали еще в конце 19 века. Тогда по проекту норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена была построена парусно-моторная шхуна «Фрам» для долгого дрейфа в паковых льдах.

Александр Макаров / Фото: Арктический и антарктический научно-исследовательский институт

Потребность в современной ледостойкой платформе появилась давно. Советские станции на льдинах работали с прошлого века, но их деятельность осложняло таяние льдов из-за глобального потепления. ЛСП специально спроектировано для организации дрейфующих станций и обеспечения максимальной безопасности полярникам.

При проектировании специалисты ААНИИ провели комплексную оценку ледовых качеств платформы. Выполнили модельные испытания для определения ледового сопротивления платформы, ледовых нагрузок на корпус при движении по Северному морскому пути и при дрейфе. Кроме того, наши ученые организовали ледовые и мореходные испытания. Выяснили сопротивление чистой воды на различных скоростях, ледопроходимость в сплошном льду, битом льду и в прочих условиях. А еще мы обобщили уникальный опыт исследований института за всю историю работы станций «Северный полюс» с 1937 года. Работа по подготовке проделана глобальная.

П: Что в новом судне действительно эксклюзивное? Какие задачи, ранее недоступные, она позволит решать?

— Платформа является первой в истории изучения Арктики, спроектированной как площадка для долгосрочных исследований продолжительностью до 40 лет. С таким потенциалом мы действительно открываем новую страницу в исследовании Заполярья. Среди других новшеств – гарантированные безопасность и комфорт для исследователей Арктики. Кроме того, благодаря научно-техническому потенциалу ЛСП, для участников экспедиции можно будет сразу в больших количествах доставлять необходимое оборудование, часть которого очень тяжелое и объемное.

Фото: Медиапалуба

Разработанный для суровых условий корпус платформы также достаточно неординарная разработка наших специалистов — он может выдерживать сжатие многолетних льдов. По этим возможностям ЛСП можно даже сравнить с атомным ледоколом. Вморозившись в лед, платформа способна дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана до двух лет.

П: Как будет организована работа ученых во время дрейфа?

— Вокруг судна будет работать модульный научный лагерь, включающий метеорологический комплекс, магнитный павильон, океанографический терминал и ледоисследовательский комплекс. Часть исследований будет проводиться на борту судна. Важно, что в случае необходимости лагерь можно свернуть, а научную деятельность – продолжить на борту.
Работу экспедиции также будут поддерживать две вертолетные площадки и взлетно-посадочная полоса для приёма самолетов типа АН-74.

Ученые выполнят атмосферные, биологические, геофизические, океанографические, ледовые исследования с использованием буев, БПЛА, подводных аппаратов. Как я ранее говорил, ученые изучат деформации морского льда с использованием датчиков ледовых нагрузок корпуса ЛСП.

Комплексные исследования атмосферы, состояния льдов и океана станут уникальным экспериментом в Арктическом бассейне. Такого до нас еще не делал никто. Их основная задача – изучить закономерности и причины изменений климата Арктического региона. Это позволит прогнозировать такие перемены на ближайшие десятилетия, а значит – повысить безопасность круглогодичного плавания по Северному морскому пути.

Также среди задач экспедиции – проведение экологического и биологического мониторинга акватории Северного Ледовитого океана. Специалисты соберут данные для создания инфраструктуры Северного морского транзитного коридора.

П: Каким будет маршрут первой экспедиции?

— ЛСП «Северный полюс» будет дрейфовать в северных частях Чукотского и Восточно-Сибирского морей до выхода в Северо-Европейский бассейн Атлантического океана через пролив Фрама.

П: Сколько она продлится? 

— Все будет зависеть от того, как поведет себя льдина, в которую будет вморожено судно. Пока планируется год-два. Но в истории дрейфующих станций были случаи, когда полярники дрейфовали по нескольку лет. Льды двигаются с запада на восток и вместе с ними станция.

Первая экспедиция ЛСП в Северном Ледовитом океане / Фото: Александра Зубкова / Предоставлено ААНИИ

П: Как проходили ходовые испытания платформы? Какие были замечания?

— Все прошло отлично. Программа ходовых испытаний включала в себя проверку работоспособности судового оборудования, обеспечивающего движение судна, управление движением, обеспечение безопасного судовождения, средства навигации и связи.

Была выполнена проверка работоспособности пропульсивной установки и носового подруливающего устройства с обслуживающими механизмами и системами. Итоги замера скорости на «мерной миле» подтвердили способность ЛСП двигаться с расчетной скоростью 10 узлов и обеспечивать маневровые характеристики. Во время испытаний также проверили работоспособность судовых спасательного, якорного и швартовного устройств. Можно уверенно говорить, что теоретические расчеты на этапе проектирования в части инновационных технических решений подтверждены на практике.

Научный покоритель арктических льдов – как устроена ЛСП «Северный полюс» проекта 00903
Большой материал «Медиапалубы» про уникальное арктическое судно.
Читать новость

П: Действительно ли «Северный полюс» можно назвать возрождением советской традиции эксплуатации дрейфующих арктических станций?

— Именно так это и нужно называть. Новое судно позволит возродить легендарную отечественную программу дрейфующих полярных станций, которой в этом году исполняется 85 лет. В 1937 году папанинская четверка начала работу на Северном полюсе. Станция «СП» через девять месяцев дрейфа на юг была вынесена в Гренландское море, полярников сняли с льдины 19 февраля 1938 года за 70-й широтой.

Всего таких экспедиций было 40, в 2013 году последнюю команду эвакуировали с дрейфующей станции «СП-40» из-за таяния льдов. Настало время для продолжения традиций с помощью новых технических решений.

П: Какой флот может понадобиться для актуального изучения Арктики и Антарктики? Условно, если бы вам предоставили все возможные условия, включая финансирование, специалистов и оборудование, какие суда вы бы закупили для института?

— Для развития долгосрочной антарктической программы нужен новый флагман, так как флагманское российское научно-исследовательское судно «Академик Федоров» через пять-семь лет потребует замены. Пора начать проектирование нового судна для российских исследовательских программ в Заполярье. Надеемся на правительственную поддержку в этом важнейшем деле.

Арктика / Фото: Арктический и антарктический научно-исследовательский институт

П: Разрабатываются ли сейчас в России госпрограммы по строительству научного флота?

— Наша ближайшая практическая задача – строительство судна для походов в Антарктиду. Но есть и другие идеи, они сейчас прорабатываются. О подробностях пока говорить рано.

П: Работаете ли вы с иностранными партнерами? Если да, то как сейчас обстоят дела с совместными проектами?

— В силу внешних обстоятельств наши европейские коллеги с осторожностью сейчас говорят о развитии совместных проектов. Поэтому пока мы ориентируемся на развитие совместных проектов с коллегами из азиатского региона.

Например, у нас есть совместные программы с институтами Кореи и Японии. Будем развивать это сотрудничество. Но международный этап экспедиции «Северный полюс-41» начнется только с весны следующего года. Надеемся, что все же сможем принять у себя на борту и европейских партнеров. Нас связывают десятилетия совместных научных исследований, мы открыты и готовы к продолжению сотрудничества с нашими европейскими коллегами. Я глубоко уверен, что все по-настоящему большие научные победы в Арктике могут быть реализованы исключительно в формате международного сотрудничества.

Теги
Компании
Похожие новости