Судно предназначено для регулярных пассажирских перевозок на внутригородских и прибрежных линиях.
Молодая компания «БалтПроект» появилась в самое удачное для быстрого старта время. Они открылись в 2021 году в качестве дилера китайского производителя двигателей CSI, но практически сразу пришли к пониманию простой вещи – надо параллельно открывать свое производство. Сейчас у компании появилась своя площадка в Стрельне, где ведется крупноузловая сборка дизель-генераторов, а в планах – поднять до максимума уровень локализации.
Мы побеседовали в рамках выставки гражданского судостроения «Нева» с генеральным директором ООО «БалтПроект» Василием Семеновым. На стенде у фирмы стоит новейшая установка, о ней и спросили в первую очередь.
П: Расскажите о том, какими направлениями занимаетесь. Здесь, на выставке «Нева», у вас представлен свой агрегат?
— Мы являемся официальными дилерами CSI — это китайский завод, который производит среднеоборотные моторы мощностью от 500 КВт до 9 МВт. Также у нас есть собственные дизель-генераторные установки, которые мы собираем на территории РФ – формат крупноузловой сборки. Мотор в основе китайский, а мы изготавливаем раму, заказываем генератор, радиаторы и систему управления. Сборка происходит в Санкт-Петербурге, у нас есть производственный цех в Стрельне.
Пока эта сборка имеет мелкосерийный характер. Ориентируемся на потребности судоверфей, которые строят суда на территории Российской Федерации, и на судовладельцев, которым необходимо обновлять оборудование, установленное на судах. Это наша основная фокус-группа.
Параллельно у нас еще есть направление береговой энергетики. Поставляем дизель-генераторы в том числе собственной сборки, для нужд компаний, которым необходимо иметь собственную генерацию. Это могут быть строительные компании, которым нужно обеспечить площадки электричеством, где нет сетей. Это могут дата-центры, которым необходимо на базе генераторов сделать резерв на случай отключения основного источника питания. Это могут быть нефтегазовые компании, которые используют генераторы для обеспечения электричеством своих участков добычи, центров механизации и прочих объектов. То есть в принципе любой клиент.
Мы можем его обеспечить электроэнергией в диапазоне от 100 КВт и до 9 МВт на каждую единицу оборудования.
Все оборудование морского применения имеет сертификацию Регистра, в том числе может использоваться в арктической зоне. Оборудование для берегового энергоснабжения имеет специальные условия для размещения – либо энергокомплексы, либо модули в контейнерном исполнении, которые позволяют работать в том числе в арктических зонах, они специально утепленные, с необходимыми системами резервирования. Есть у нас опыт поставки дизель-генераторов в контейнерах в горные районы 1500 – 2000 метров над уровнем моря, а также опыт их обслуживания.
Там есть системы, которые позволяют делать автоматическую замену масла и т.д. Все зависит от требований клиента. Мы можем собрать оборудование здесь, используя российские комплектующие и моторы дружественных стран – китайские, например. Мы можем привезти оборудование, все зависит от потребностей, которые есть у клиента.
П: Какова мощность и топливная эффективность представленного здесь образца?
— Мы собираем генераторные станции. Мощность может быть разная — от 100 КВт до 1,5 МВт, топливо дизельное, эффективность такая же, как у мировых лидеров. Предлагаемые нами станции ничем не отличаются от того же CUMMINS или Caterpillar.
П: Просчитывали объемы рынка и прогнозы по обороту?
— Да, конечно. Цифры — коммерческая информация. В общих чертах для себя сделали вывод, что этим надо заниматься. Рынок по морским продуктам, хоть и небольшой, но он есть. По береговым – крупнее. Мы сделали первый шаг, открыли производственную площадку, начали крупноузловую сборку, затем постепенно будем переходить к тому, чтобы провести локализацию сборки двигателей на территории Российской Федерации. От простого идем к сложному для того, чтобы максимально локализовать, насколько это возможно, производство.
П: А есть такая возможность?
— Возможности мы видим. Скорость реализации полного цикла зависит от финансирования. Сейчас мы реализовали первый этап, на данном этапе решили проверить наши предположения относительно рынка, а затем уже двигаться в сторону привлечения инвестиций и соответственно дальнейшего развития производства, увеличения процента локализации. В настоящий момент в России производится навесное оборудование, генераторы, системы управления, металлоконструкции. Взаимодействие с производителями у нас налажено, сейчас запустили тестовые моторы – один из них 140 кВт морской аварийный дизель-генератор представили на выставке.
П: Уже есть интерес? Подходят люди?
— Да, люди подходят, интересуются. Есть предварительные договоренности о расчете коммерческих условий поставки оборудования. Станция, которая здесь представлена, уже продана. Все формальности будут оформлены уже после выставки.
П: А с какими конкретно производителями отечественных двигателей вы взаимодействуете?
— В России есть производители моторов, но пока нет того сегмента, в который мы планируем идти. Российские производители пока не вышли на ту линейку, которую может предоставить CUMMINS или Caterpillar. В сегменте от 500 кВт есть где поработать и что поделать.
П: У ваших китайских партнеров есть планы по расширению присутствия на российском рынке в связи с уходом западных компаний?
— Да, и мы уже делаем такие поставки. На несколько проектов уже сейчас подписаны контракты на поставки моторов CSI, они уже исполняются. Это «Окская судоверфь», и ССК «Звезда». Сейчас ведется активная работа с КБ на предмет замены запроектированных среднеоборотных моторов производителей из недружественных стран на моторы CSI, которые имеют международную поддержку, сервис, имеют международную гарантию и беспрепятственный доступ к расходным материалам и запасным частям.
П: На новострое?
— На новострое, который сейчас проектируется, но не только. Есть и запросы по судам, которые уже находились в эксплуатации. Требуется замена главных двигателей, вспомогательных и аварийных дизель-генераторов. У нас компания молодая, мы начали работать в конце 2021 года, а цикл новостроя достаточно длинный. Поэтому мы сейчас находимся в начале пути. Все поставки, про которые я говорил, мы до конца года закроем, оборудование будет поставлено клиентам. По новым контрактам ожидаем, что удастся договориться с заказчиками.
П: Да, у вас, получается, есть хороший аргумент – ваши продукты не попадают под санкции…
— Мы даем клиенту несанкционное оборудование, сервис и, соответственно, гарантийные обязательства, которые несет производитель. Но помимо этого мы еще и держим хорошие цены на это оборудование. С точки зрения операционной эффективности оно не хуже, чем оборудование ведущих мировых производителей, таких как MAN и «Вяртсиля», но с точки зрения цены оно существенно более интересное.
Зачем покупать санкционное оборудование и получать проблемы с дальнейшей эксплуатацией? Ведь если вы поставите санкционные двигатели, и судно придет в какой-то иностранный порт, то могут быть проблемы с портовыми властями. А у нас можно купить хорошее качественное оборудование, произведенное в Китае, получить международную гарантию, получить сервис на него и не иметь никаких проблем с будущим общением с портовыми властями. Особенно если эти суда работают в интересах российских компаний и ходят под российским флагом.
П: Как идут переговоры с проектантами? Достаточно ли гладко вписываются эти моторы в проекты?
— С «Лазуритом» мы отработали по НИС проекта 123 очень хорошо. Там профессиональная команда, они очень качественно вписали несанкционные моторы в проект. И у КБ, и у верфи есть понимание того, что нужно двигаться именно в эту сторону – в первую очередь, замена санкционного товара на несанкционный, а на следующем этапе выходить на локализацию сборки энергетического оборудования на территории Российской Федерации. Изначально в проекте стояли моторы «Вяртсиля», а вместо них после перепроектирования встали CSI. Работа с «Лазуритом» – это хороший пример кооперации взаимодействия.
П: А сервисные услуги предоставляете?
— У нас собственная сервисная служба. Основной костяк – это бывшие инженеры компаний CUMMINS, Bergen, «Альфа-Лаваль». Есть свой собственный склад запасных частей и, соответственно, каналы, по которым мы можем поставлять запчасти для того оборудования, которое не имеет официальной сервисной поддержки в связи с санкциями на территории России.
Наша сервисная служба находится на европейской части России, то есть своими силами мы закрываем северные порты, Балтийские порты, Черное, Азовское и Каспийское моря. На Дальнем Востоке, Сахалине, Камчатке у нас есть сервисные партнеры.
Судно предназначено для регулярных пассажирских перевозок на внутригородских и прибрежных линиях.
Общества Группы ОСК являются основными потребителями продукции концернов КМП.
Но при этом промышленники намерены расширить сотрудничество с вузами в части практического обучения и прикладных исследований.
В Москве обсудили приоритеты научно-технологического развития в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике.