Всего Rauma Marine Constructions построит четыре многоцелевых корвета типа Pohjanmaa для Военно-морских сил Финляндии.
Приоритетные задачи для 33 Судоремонтного завода (входит в состав ОСК) остаются неизменными на протяжении десятилетий и во главе списка остается выполнение гособоронзаказа. А вот методы, которые позволяют выдерживать высокое качество исполнения работ, меняются и совершенствуются. К примеру, несмотря на известный консерватизм судостроительных и судоремонтных предприятий (особенно работающих в рамках ГОЗ), на 33 СРЗ активно внедряют использование инструментов цифровизации.
О проблемах и особенностях судоремонта мы поговорили с генеральным директором АО «33 СРЗ» Олегом Вячеславовичем Касьяновым.
П: Олег Вячеславович, не вдаваясь в подробную историю, какие достижения, моменты гордости 33 Судоремонтного завода вы бы выделили за 78 лет его существования?
— Одним из ключевых достижений нашего завода я считаю то, что совместными усилиями мы смогли пережить тяжелейший период 90-х — начала 2000-х. Тогда по всей стране закрывались сотни предприятий, разрушались крупные заводы. А наш смог выстоять.
И говоря о достижениях, чтобы не ограничиваться лишь историей, упомяну, что совсем недавно наш завод был отмечен Благодарностью Президента России за вклад в разработку новой специальной техники, укрепление обороноспособности страны и многолетнюю добросовестную работу.
П: Вы упомянули кризис 90-х годов. Как считаете, сравним ли тот период с тем, что возник сейчас на фоне пандемии и санкций?
— Думаю, что ни пандемия коронавируса, ни санкции не были настолько разрушительными для экономики России как то, что происходило тогда. Это был самый тяжелый период не только для нашего завода, но и для многих других предприятий.
П: Какие виды ремонта сегодня производятся на 33 СРЗ?
— Мы выполняем сервисное обслуживание и доковый ремонт кораблей Балтийского флота. Сюда входит ремонт корпусов и основных судовых компонентов. Также мы ремонтируем и изготавливаем деревянные и металлические конструкции, включая мебель, настилы, крышки люков для оснащения судов, выполняем различные работы по изоляции, сварке, покраске и токарной обработке. Это одно из двух основных направлений деятельности нашего предприятия.
Второе — это поставка тепловой энергии для нужд Балтийска.
П: Какие значимые проекты выполняются на полях завода?
— Этим летом мы традиционно готовили суда и корабли Балтийского флота к главному Военно-морскому параду в Санкт-Петербурге. Но не менее важной оставалась для нас и подготовка кораблей, которые участвовали в параде в городе Балтийске.
П: Что входит в процесс подготовки кораблей к параду?
— Все боевые и вспомогательные корабли, которые демонстрируются на парадах, должны работать идеально. Наша задача – выявить возможные проблемы какого бы то ни было вида и устранить их. В итоге все системы должны работать безупречно. Мы выполняем пробный запуск всех систем, тестируем их в разных режимах, чтобы исключить любые ошибки во время парада.
П: Есть ли у вас планы по расширению портфеля заказов по ремонту гражданских судов? Например, в России намечается высокий спрос на обслуживание промыслового флота.
— Технически завод полностью готов к такому расширению, мы имеем все необходимые компетенции для работы с подобными заказами, и осваиваем данное направление пошагово.
33 СРЗ имеет все необходимые разрешения и документы для обслуживания гражданских судов. Однако пока мы не сходимся с заказчиками по вопросу стоимости. При этом за последние несколько лет мы выполнили несколько заказов по ремонту рыболовецких судов: нам пришлось устранять поломки, возникшие после некачественного ремонта других судоремонтных компаний.
Еще одно ограничение, которое не позволяет нам более масштабно работать с «рыбаками» и другими гражданскими судами, – это масса и размерения кораблей. Мощности предприятия, а именно плавучих доков, позволяют принимать корабли массой не более 4,5 тысяч тонн. Что касается допустимого размерения кораблей, мы не можем ремонтировать корабли шире 20 метров и длиннее 120 метров.
П: Для вас актуально обслуживание гражданских судов только из вашего региона или из других субъектов России в том числе?
— В первую очередь нас интересуют суда и корабли именно из нашего, прибалтийского региона России. Для заказчиков из других частей страны слишком невыгодно, с точки зрения логистики, доставлять суда к нам.
П: Что на сегодня из себя представляет производственное оснащение завода — цеха, доковое хозяйство, технологические мощности? И в каком состоянии производство — много ли новых механизмов или по большей части эксплуатируется советское наследие?
— На территории «33 СРЗ» расположено два плавучих композитных дока проекта 10090 грузоподъемностью по 4500 тонн каждый.
Для внедокового ремонта кораблей и судов используются оборудованные причалы, в том числе причал 46 с портовым краном грузоподъемностью 16 тонн и ремонтный пирс, оборудованный портальным краном грузоподъемностью 32 тонны.
Корпусное производство на сегодня занимает площадь 1778 кв.метров. Оно оборудовано мостовыми кранами и кранами-балками с электротельферами. Электромеханическое и дизельное производство оснащено мостовыми кранами грузоподъемностью 10 и 20 тонн.
Основные доковые мощности нашего завода – это наследие прошлых лет. Тем не менее, все оборудование находится в хорошем рабочем состоянии и выполняет свои функции в полном объеме. Важно понимать, что при правильном содержании и постепенном своевременном дооснащении, доки могут работать много лет. Состояние мощностей контролируется официальным регистром, и при любых несоответствиях получить разрешение на обслуживание и ремонт судов не получится.
Что касается станочного парка, здесь у нас работают как советские станки, так и современное оборудование. Обновление парка идет активными темпами по мере необходимости.
Мы имеем в своем распоряжении доковый цех со всеми необходимыми рабочими участками, отдельный электромеханических цех, участок радиоэлектронного вооружения, участок для проверки баллонов высокого и низкого давления. Но мы не выполняем обслуживание и ремонт корабельных артустановок.
П: Выполняете ли ремонт двигателей?
— У нас есть дизельно-ремонтный участок, где выполняется ремонт корабельных двигателей — как главных, так и вспомогательных. Однако есть некоторые ограничения по номенклатуре. Например, мы не ремонтируем двигатели производства завода «Звезда», так как они имеют уникальную конструкцию и подходящей ремонтной базы в нашем распоряжении нет.
П: Какие у вас впечатления от работы на российских станках?
— С уверенностью могу сказать, что они значительно превышают характеристики оборудования прошлого поколения. При этом по классу точности они практически не уступают импортным аналогам. Сотрудники производства быстро адаптируются к этим механизмам.
П: 33 СРЗ стал одним из первых и самых активных заводов ОСК в области внедрения и эксплуатации цифровых технологий. Расскажите, как проходит процесс цифровизации?
— Действительно, за последние годы мы добились значительного продвижения в этом направлении. Мы успешно внедрили систему 1С:ERP отечественного образца, что позволило автоматизировать оформление всех процессов — от производственных потребностей предприятия до определения себестоимости заказов.
Также мы провели ряд мероприятий в рамках Федеральной программы «Повышение производительности труда». Был разработан и подготовлен к проверке такой инструмент как «Монитор руководителя». Он позволяет руководству в любой момент времени проверять состояние производства и отдельных заказов через специальную программу, а также отследить актуальные показатели деятельности предприятия и отделов.
П: Кадровый вопрос: работников каких специальностей не хватает на заводе?
— Проблемы с кадрами в нашем случае вызваны, в основном, тем, что завод находится на территории города с населением в 32 000 человек — рынок труда здесь достаточно узкий.
Острее всего ощущается нехватка инженеров-технологов — как у нас, так и в целом в отрасли судоремонта. Также сталкиваемся с дефицитом токарей, фрезеровщиков, сварщиков.
В целом, кадров хватает, но иногда в процессе работы понимаешь, что человеку недостаточно квалификации. Чтобы возместить эту нехватку, мы направляем персонал на специализированные курсы. Также мы принимаем участие в Федеральной программе «Целевое обучение», участвуем в различных мероприятиях, например, во «Всероссийской ярмарке трудоустройства».
П: Вопрос может показаться деликатным, но он важный — каков уровень зарплат на предприятии? Насколько завод конкурентоспособен в регионе?
— Хотя именно от Калининграда мы немного отстаем, средняя зарплата на 33 СРЗ выше аналогичного показателя по региону в целом. В этом году мы даже смогли поднять уровень выплат по предприятию на 13%.
В качестве мотивации для сотрудников: у нас нет ограничений на объем выполненных заказов. Чем больше работаешь, тем больше денег в итоге получаешь.
П: В последние годы в судоремонте сложилась практика конкурсных процедур и выстраивание взаимоотношений с подрядчиками. Насколько, на ваш взгляд, это правильно?
— Я считаю, что практика привлечения контрагентов — это вполне нормальное явление. Как я уже говорил, мы привлекаем подрядные компании для ремонта уникальных дизелей. Это дешевле и проще, чем обустраивать отдельный участок у себя на предприятии, обучать людей, закупать редкие детали и расходники, которые могут использоваться только для этого типа ремонтных работ.
Это касается и других узко специализированных услуг. Например, при подготовке к Дню ВМФ за относительно короткий промежуток времени нужно выполнить огромное количество работ по обслуживанию кораблей. В таких случаях мы часто обращаемся за помощью к подрядным предприятиям.
Да, могут попасться недобросовестные подрядчики. Мы за годы работы сумели сформировать свой пул из компаний, которые подтвердили надежность многочисленными проектами, сертификатами от производителей и колоссальным опытом. За последние десятилетия мы значительно сузили этот список, исключив все организации, которые когда-либо срывали сроки или выполняли свою работу некачественно.
П: Как на вашем заводе и в общем на отрасли судоремонта отразились санкции?
— Отрицательные моменты от введения санкций, конечно же, есть. Например, многие производители импортного судового оборудования приостановили сотрудничество с российскими компаниями. Для того же Caterpillar очень сложно найти замену.
Справляться с этим сложно, но со временем находятся аналоги или замены. Несмотря на трудности, мы не отказались и не приостановили работу ни по одному проекту.
П: Можете привести пример отечественного производителя, которого вы для себя открыли в поисках аналогов иностранным поставщикам?
— Предприятие «Морсвязьавтоматика» служит хорошим примером. Оно занимается поставками холодильного, компрессорного, вентиляционного оборудования и систем обогрева судовых помещений. Компания имеет собственное производство, большой опыт, и обладает сильной технической базой.
П: В Мурманском регионе зарождается практика по созданию судоремонтных кластеров. Существует ли такое явление в Калининграде? Как считаете, что членство в такой организации может дать рынку и предприятию?
— У нас, в Калининградском регионе несколько лет существует кластер судостроения и судоремонта, 33 СРЗ тоже является его участником. В первую очередь, существование таких организаций дает нам обмен опытом, в ходе дискуссий зарождаются совместные решения сложных задач, связанных с экономическими, географическими и другими особенностями региона. Я считаю, кластеры – это полезное, продуктивное общение и взаимопомощь.
Особенно учитывая, что, как правило, сюда вхожи как крупные предприятия, так и небольшие компании; как производители, так и поставщики услуг. Это обмен информацией о текущем объеме работ, о наработках и новых технологиях, которые могут стать основой для совместных проектов.
П: С 1 июля вступил в силу закон о нулевой ставке НДС для судоремонтных предприятий. Как вы его оцениваете?
— Мы пока окончательно не определились, стоит ли нам подписывать соглашение с федеральным правительством, чтобы наше предприятие присоединилось к данной программе. Ко льготе нулевого НДС накладывается множество обязательств, которые нужно выполнять, чтобы не остаться в минусе. Пока мы изучаем вопрос, окончательное решение будет принято в ближайшее время.
П: Есть ли какие-либо другие государственные программы, в которых вы участвуете?
— Да, сейчас мы принимаем участие в программе по развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса по ремонту, включающую модернизацию гидротехнических сооружений. Мы разработали и представили проект по модернизации наших плавучих доков, на данный момент готовится список всех необходимых модернизационных работ.
Участие в других программах нас пока не интересует.
П: Резюмируя, какие ближайшие планы и задачи вы ставите перед заводом?
— Первая задача, которая стоит перед заводом – это выполнение государственного оборонного заказа — качественно, в срок и в полном объеме, несмотря на любые обстоятельства.
Также перед нашими специалистами стоит цель обеспечить предприятие квалифицированными кадрами и закрыть те направления, в которых сейчас есть дефицит работников. Следующий важный момент: наш завод находится в постоянном поиске новых поставщиков комплектующих, оборудования, электроприборов, чтобы нивелировать уход с рынка зарубежных производителей. Эту задачу также необходимо решать в максимально возможные короткие сроки.
Всего Rauma Marine Constructions построит четыре многоцелевых корвета типа Pohjanmaa для Военно-морских сил Финляндии.
Совместный российско-китайский отряд кораблей в настоящее время проводит патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Интервью «Медиапалубы» с Владимиром Григорьевым о впечатлениях от новых судов и о планах по работе текущего флота.
За время стоянки в Уолфиш-Бей экипаж корабля проведет пополнение запасов воды, топлива и продовольствия, а также осуществит технический осмотр судна.