Корабли без капитанов: чего достигли разработчики технологии автономного судоходства — Медиапалуба

Корабли без капитанов: чего достигли разработчики технологии автономного судоходства

Без обсуждения достижений автономного судоходства в России в последние годы не обходится ни одно отраслевое мероприятие. В процесс развития концепции включено множество организаций, так как помимо отработки технических вопросов необходимо решать и иные важные задачи — формирование нормативной базы, эксплуатационный потенциал, а судовладельцам, как конечным заказчикам, важен не столько научно-технологический прорыв, сколько экономическая выгода.

О том, на каком этапе сейчас развитие технологии автономного судоходства, чем российский концепт отличается от европейского, как отразились на этой сфере санкции и уход иностранных компании — «Медиапалубе» ответил директор по развитию Дивизиона «Морские системы» компании Sitronics KT Федор Сущинский.

П: Федор, что прямо сейчас происходит в сфере автономного судоходства? 

— На данный момент в России создана нормативная база и сама технология. В 2021 году прошло тестирование и были проведены все необходимые доработки. 

2022 год посвящен опытной эксплуатации, накоплению опыта и деморейсам: три судна коммерческого флота регулярно совершают рейсы в автономном режиме.

Сейчас главная задача — начать коммерческое внедрение технологии. В апреле был подписан контракт между Sitronics KT и Росморпортом об оснащении двух паромов технологией автономного судовождения, а также о создании центра дистанционного управления. Этот проект должен послужить главным катализатором для вывода а-навигации на следующую ступень.

П: В чем смысл автономного судоходства в целом для отрасли и для судовладельцев? Если опустить уникальность с технологической стороны. Интересен экономический потенциал и эффективность для судовладельцев. 

 — Вы правы, прежде всего, судовладельцы хотят видеть экономический эффект. К прямым факторам можно отнести уменьшение количества членов экипажа и оптимальный расчет маршрута, что ведет к снижению потребления топлива и к уменьшению времени простоя судна. 

Другой важный фактор и ожидания — это повышение безопасности мореплавания. По статистике 80% морских аварий происходят из-за человеческого фактора. Эту цифру мы сводим к минимуму. 

Сухогруз «Пола Анфиса», на котором отрабатывают технологии автономной навигации / Фото: Невский ССЗ

П: Как проходят испытания автономных судов? 

 — Комплекс оборудования и ПО установлен на трех судах коммерческого флота. По договоренности с капитаном мы переводим судно в автономный режим и следим за работой системы, оценивая эффективность ее работы. Чаще всего это движение по маршруту и расхождение с другими судами. В 2021 году мы тестировали алгоритмы, устраняли ошибки, договаривались с капитанами как правильно действовать в той или иной ситуации. В этом году мы получили работоспособную систему и сосредоточились на повышении эффективности и увеличению показателей работы, создании удобного интерфейса и новых вспомогательных функций. Активно идет процесс наращивания собственной базы ситуаций в море и датасетов для обучения оптической системы. 

П: Обозначено, что испытания продлятся до 2025 года. Какие главные вопросы, проблемы предстоить закрыть в области автономного судоходства за это время? 

 — Главное направление развития — это легализация по установке на суда в качестве основного (не экспериментального) оборудования, а также наращивание положительной статистики применения технологии автономного судоходства. Все эти данные нужны для того, чтобы продемонстрировать работоспособность технологии и самой системы, а также наглядно показать выгоды от ее использования. 

Немаловажным является изменение нормативной базы в РФ и в международном сообществе — это должно стать значительным толчком для применения систем.

П: Как на вашей работе в данной области отразились санкции и уход зарубежных компаний с рынка? 

 — Весь софт является собственной разработкой Ситроникс КТ и тут проблем нет. В части аппаратной составляющей мы не являемся исключением и тут есть те же проблемы, что и у всех, кто работает с вычислительной техникой в РФ, так как мы берем все с рынка.

Мы адаптировали наше решение и готовы в дальнейшем быть гибкими в данном вопросе. 

П: В апреле Sitronics KT представил новую версию автономной навигационной системы. В чем суть обновлений? 

 — Представленная новая версия — это результат опытной эксплуатации за 2021 год. В результате работ по улучшению существующего продукта была переделана платформа, изменен интерфейс, переработан алгоритм автоматического маневрирования и расхождения. Сейчас система показывает значительные улучшения в своей работе, что подтверждается опытной эксплуатацией на судах. 

П: Какие могут быть отличия подобных технологий для морского и речного флота

 — На море и реках есть очень много общих принципов работы, но также есть и свои особенности, которые требуют адаптации. Если говорить простым языком, то с точки зрения морских терминов река — это движение в узкостях, но на реке свои правила движения, есть речные створы, свои обозначения, знаки и т.д. Текущую платформу возможно адаптировать для работы на реке, но потребуется пройти как доработку, так и опытную эксплуатацию.

П: В чем отличие терминов «безэкипажность» и «автономность» на практике? 

 — С точки зрения нашей системы разницы нет. Технология позволяет управлять судном без участия людей, то есть автономно. С точки зрения законодательной базы, команда все еще требуется на борту и потому речь о полностью безэкипажных судах сейчас не стоит. 

П: Что означают уровни автономности? 

 — Вероятно, вы говорите о категориях МАНС (морские автономные и дистанционно управляемые надводные суда). Мы работает в области определения функциональных возможностей таких судов. Например, есть категория RC – судно управляется дистанционно, на судне нет людей. Есть гибридные категории, где часть задач выполняет человек на борту судна ввиду сложности этих задач или нормативной базы (такие как лоцманская проводка, движение во льдах), а в открытом море судно движется под управлением Автономной Системы. 

Наивысшая категория автономности AC – на судне нет людей и движется оно полностью самостоятельно.

П: Есть ли у вас планы по оснащению электросудов, выпускаемых «Морсвязьавтоматикой»? 

 — Наш комплекс может быть установлен на любое судно. Катамараны «Морсвязьавтоматика» не исключение, но отмечу, что они речные.

П: Расскажите о работе по новым паромам для Калининграда. Почему выбраны именно эти суда и эта линия? Что изменится в их работе после внедрения технологий автономного судовождения? 

 — Паромы являются участниками Федерального Проекта «Автономное Судовождение» и задачей проекта является демонстрация работоспособности технологии на определенной линии работы, а также создать все необходимое оборудования и программ обучения судоводителей для тиражирования проекта на другие линии и суда. 

После оснащения комплексом АНК, на судах появится весь функционал автономного и дистанционного судовождения, установленный в качестве основного оборудования, что сделают их первыми в мире МАНС.

П: Будут ли отличаться функции на разных типах судов с внедрением таких технологий? 

 — Основный функции остаются неизменными – система позволяет судну двигаться автономно и/или дистанционно. Под разные задачи судов и судовладельцев система может адаптироваться и реализовывать как отдельно автономный и дистанционный функционал, так и быть платформой для добавления прочих функций, полезных судоводителям. Например, мы внедряем сервисы е-Навигации и работаем над системой прогноза расхода топлива. 

П: Что из себя представляет концепт «е-навигации» на 2022 год? И какие работы ведет ваша компания в этом направлении?

 — Говоря простым языком, е-навигация — цифровизация морской отрасли и взаимодействие в одном пространстве всех участников судоходства. Для нас это уже реальность, а не концепт. У нас есть ряд сервисов в разработке и тестировании, система мониторинга судов и передачи данных на них, а также нами создан российский сегмент Морской Коммуникационной Платформы, призванной обеспечить бесшовное покрытие и доступность сервисов по всему миру. 

П: Были ли у вас планы по работе на экспорт? Какие из ваших продуктов и технологий могли быть (или уже были) интересны зарубежным поставщикам? 

 — Да, изначально мы готовили продукт, понимая, что после внедрения в России будем выводить его на международный рынок. Интерес уже есть, у нас есть в работе проекты в разных странах. К сожалению, текущая ситуация придает сложности в данном направлении поставок.

П: В Европе ведь уже велись испытания и разработки по автономному судоходству. Чем отличаются российские разработки?

 — Мы начали опытную эксплуатацию на судах в эксплуатации, что позволило нам получить опыт и адаптировать нашу технологию. 

Все разработки в мире сейчас имеют главную проблему – отсутствие нормативной базы для применения МАНС. Сегодня в РФ созданы условия для проведения начала внедрения таких систем, что позволит начать переход от единичных использований к массовому применению.

Теги
Компании
Похожие новости