Эти объекты уже строятся, работы будут завершены в ближайшие пять лет.
Мы уже неоднократно поднимали тему острой необходимости постройки для России большого грузового флота арктического класса. Причем большую часть этого флота должны составлять газовозы — речь идет о многих десятках судов. В 2022 году Минпромторг оценил потребность на уровне 70 единиц. Но это не конечная цифра, она имеет тенденцию к росту. К примеру, в сентябре 2023-го в кулуарах выставки гражданского судостроения «Нева» замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что только для одного проекта «Газпрома» в Усть-Луге понадобится порядка 20 газовозов, еще 15 — для «Арктик СПГ 2», более 40 — для «Арктик СПГ 1» и «Арктик СПГ 3». Вот так в два счета общее количество ожидаемых судов превысило 75 единиц. И не факт, что не вырастет еще.
Вся эта тема обычно рассматривается в ракурсе ощутимой нехватки судостроительных мощностей для пополнения флота, необходимого добывающим компаниям. И это понятно, проблема действительно серьезная, особенно в условиях санкций. Однако давайте посмотрим на нее с другого угла. Какие у нас, в принципе, есть запасы природного газа? Под какую конкретно грузовую базу требуется столь масштабный флот?
Начнем с аксиомы: Россия является мировым лидером по запасам природного газа благодаря уникальным по своим масштабам месторождениям в Сибири. Правда, оценки количества газового богатства у разных организаций расходятся. Американский The World Factbook говорит о 47,8 трлн куб. м, данные ОПЕК показывают 50,6 трлн куб. м. Однако тут явно не учитываются трудноизвлекаемые запасы. Выступая прошлым летом на конференции «Трудноизвлекаемые запасы — настоящее и будущее», заместитель генерального директора Госкомиссии по запасам полезных ископаемых Александр Смирнов оперировал куда более крупными цифрами:
«В целом по сумме категорий — по промышленным и разведанным месторождениям — запасы природного газа составляют на сегодняшний день в России порядка 67 трлн куб. м».
Но и это еще не предел. В Программе долгосрочного развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации от 2021 года указано, что запасы составляют 73,1 трлн куб. м. Причем детально расписано, в каких регионах сколько газа находится. Больше всего в Западной Сибири — 45,8 трлн куб. м (63%), причем подавляющее большинство месторождений там сосредоточено в Ямало-Ненецком автономном округе. На втором месте — Восточная Сибирь с запасами 9,2 трлн кубов (13%). На третьем — арктический шельф, где хранится 8,8 трлн куб. м (12%). Четвертое место занимает Европейская часть России вместе с шельфом Каспийского моря — 7,5 трлн куб. м (10%). И замыкает список Дальний Восток, где 1,8 трлн куб. м (2%).
Крупнейший газовый кластер расположен на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно там находятся четыре из пяти самых мощных по своим запасам нефтегазоконденсатных месторождений. В целом выглядит эта пятерка следующим образом.
Ситуация со Штокманом непростая, поскольку разработка его должна была вестись в консорциуме из целого ряда иностранных участников ввиду сложности условий добычи. Однако международное сотрудничество наладить не удалось. Последним заинтересованным иностранным предприятием была французская Total, но и она в итоге отвалилась. Сейчас «Газпром» готовится к самостоятельному освоению месторождения, включая строительство завода по производству СПГ. Но это будет возможно не раньше 2035 года.
Все названные выше месторождения, кроме Штокмановского, в первую очередь являются ресурсной базой для транспортировки по газопроводам, так что к теме Севморпути и арктических газовозов пока имеют лишь косвенное отношение.
С другой стороны, история с подорванными «Северными потоками» показывает, что этот вариант экспорта сейчас не отличается надежностью. Газ со Штокмана, например, собирались отправлять в Европу по «Северному потоку – 1», и пока «Газпром» от этой идеи не отказывается. Однако в целях разделения рисков вполне может возникнуть и вариант с газовозами, которые будут перевозить хотя бы часть продукции. А по «Северному потоку – 2» в Европу должен был идти газ из Бованенково. Сейчас ситуация складывается таким образом, что волей-неволей приходится делать более серьезный акцент на морской путь. Планы построить железнодорожную линию Бованенково Сабетта были и раньше, но теперь их могут активизировать.
Пока же порт Сабетта работает на базе Южно-Тамбейского газового месторождения, тоже находящегося на Ямале. Его запасы составляют 1,3 трлн куб. м, а лицензию на разработку имеет компания «Ямал СПГ», контролируемая «Новатэком». То же название, «Ямал СПГ», носит крупнейший в России завод по производству СПГ мощностью более 18 млрд тонн в год, который работает в связке с месторождением. Продукция идет на экспорт через Сабетту на СПГ-танкерах.
Еще более мощным газовым проектом должен был стать «Арктик СПГ – 2», который рассчитан на Салмановское и Штормовое месторождения. После введения в строй всех трех очередей прогнозируется общая мощность до 19,8 млн тонн ежегодно. С учетом таких объемов необходим крупный флот газовозов класса Arc7. Часть из них строится на дальневосточной «Звезде», еще часть должны были предоставить иностранные верфи. Однако южнокорейская Hanwha Ocean затягивает срок сдачи первых трех танкеров и уже отказалась от работы над следующей партией из-за санкций. Это поставило под вопрос запланированные на 2024 год поставки СПГ.
Тем не менее задачу по увеличению производства и поставок СПГ никто не отменял. На заседании комитета Совета Федерации по экономической политике в ноябре 2023 года вице-премьер Александр Новак прямо объявил, что сейчас ставится задача нарастить производство СПГ с целью компенсировать снижение поставок трубопроводного газа. Причем рост подразумевается колоссальный — с 33 млн тонн в 2023 году до 100 млн тонн в 2030 году. За семь лет — в три раза! Это позволит увеличить долю России в мировом производстве СПГ с 8 до 20%. Так что газовозов требуется как можно больше, грузовой базой они будут обеспечены по максимуму
Эти объекты уже строятся, работы будут завершены в ближайшие пять лет.
ФГИС «Северный завоз» создаётся на платформе «Гостех» и будет интегрирована с 20 информационными системами различных министерств и ведомств.
Всего по системе гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Московского бассейна прошли 60 416 судов различного назначения.
Ученые покинули Мурманск и взяли курс на Северный Ледовитый океан на борту ЛСП «Северный полюс»