Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота – редкий пример российского судоремонтного предприятия, которое, несмотря на все сложности именно этой отрасли, наращивает свое производство. Позиционируя себя в качестве удобной площадки для обслуживания каботажного флота, завод за последние два года в четыре раза увеличил объемы производства.
В зимний период здесь ремонтируются около 100 различных судов – баржи, буксиры, грузовые суда, суда техфлота из многих регионов нашей страны, даже южных.
Не так давно РЭБ увеличила причальную стенку, модернизировала слип, открыла свой учебный класс. Предприятие значительно вкладывается и в социальную сферу, а в планах на будущее озвучивает выход на рынок судостроения.
О том, как развивается Архангельская РЭБ флота, как идет работа с промысловыми компаниями, какие есть планы на ближайшую перспективу «Медиапалубе» рассказал генеральный директор предприятия Антон Крушельницкий.
П: Антон Викторович, расскажите про вашу работу за этот год. Сколько судов отремонтировали, как модернизировали производство?
— Год был хороший, продуктивный, первоначальные планы даже перевыполнили. Мы выросли по объемам и по выручке. Если в сухих цифрах, то оборотные средства ушли за миллиард рублей, отремонтировали 84 судна различных типов, заменили порядка 850 тонн металлической обшивки только на судоремонте, не считая модернизаций.
Также мы провели первый этап реконструкции слипа, все прошло успешно, причем работы шли за счет своих оборотных средств, без привлечения заемных денег или госпомощи. Все закончили вовремя, успели справиться за летний период, когда загрузка была не такая большая.
Кроме того, совместно с правительством Архангельской области открыли учебный класс. Первые ребята там уже обучаются, и мы на них возлагаем большие надежды.
Из крупных проектов по модернизации стоит также выделить наше участие в нацпроекте «Производительность труда». В его рамках уже запустили первый участок по ремонту электродвигателей в электроцехе. Среди главных задач, которые стоят в рамках реализации проекта, – оптимизация времени, затрачиваемого на производство работ, повышение оборачиваемости запасов, снижение незавершенного производства, увеличение выработки. Поэтому ждем от проекта большой отдачи.
П: Новый слип позволяет принимать более габаритные суда и соответственно привлекать новых клиентов?
— Большие суда – это скорее на перспективу. Сейчас мы, как и вся судоремонтная отрасль, решаем проблему со старым оборудованием. Ведь большая его часть была установлена еще во времена Советского Союза, причем далеко не позднего.
Так, у нашего слипа горизонтальная часть пришла в негодность, работать в ней было небезопасно. В этом году мы ее полностью восстановили на бетонном основании, увеличили площадь слипа, так что теперь можно поднимать еще два дополнительных судна.
Всего у нас модернизация слипа рассчитана на четыре года и должна пройти в четыре этапа. Три из них – это ремонт горизонтальной части, четвертый этап, заключительный, будет именно для увеличения длины и грузоподъемности самого слипа.
П: А какие-то целенаправленные федеральные целевые программы в тематике судоремонта сейчас существуют?
— Все, что касается судоремонта пока находится на стадии обсуждения. Есть федеральная программа «Производительность труда», о которой говорил ранее. Там открыта кредитная линия под один процент на закупку нового оборудования на сумму в 20 млн. Мы в ней участвуем, по планам закупка нескольких новых станков. Это хорошая мотивация от государства, а при нынешней ключевой ставке и очень выгодная.
П: Новая инициатива по нулевому НДС для судоремонта вам помогает?
— Законопроект, конечно, с одной стороны нужный, но судоремонтные компании ожидали от него чего-то большего. В таком виде, который он сейчас существует – он мало кому поможет.
Даже если НДС для судоремонтных предприятий обнуляют, но заказчики – это компании, которые работают по НДС. Им такая схема неинтересна.
Мы и без законопроекта вкладывали порядка 10-15% от выручки в модернизацию производства. Да, то, что программу в итоге утвердили — это хорошо, но к сожалению пожелания самих СРЗ в ней учли не все. Скажем, чтобы заработная плата работников также шла без НДС — это добрые 20% от стоимости заказа!
П: Кто сегодня ваши основные заказчики?
— Не скажу, что мы сильно привязаны к какому-то одному крупному заказчику. География судов, которые сейчас приходят к нам на ремонт большая – от Астрахани до Владивостока. В основной массе это наш регион и ближайшие соседи – Архангельск, Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, даже Мурманск. В среднем мы ремонтируем около от 80 до 100 судов в год, большая часть с северной части страны.
П: Сколько судов у вас приходили на ремонт в прошлую зиму и планируется на 2024 год, есть ли положительная динамика?
— В зимний период 2022-23 годов мы отремонтировали 80 единиц флота, в этом планируется 84 единицы. Это в сумме — самоходные и несамоходные, сухогрузы, буксиры и т.д. А всего на зиму мы приняли было более 100 судов, в том числе и на отстой и ремонт на плаву. Но тут важно не только количество судов, но и объемы ремонта, а в этом году выручка должна увеличиться.
П: В последнюю нашу беседу вы говорили о планах по привлечению промыслового флота? Удалось что-то сделать по этим планам?
— Честно говоря, пока нет, но мы на быстрый результат и не рассчитывали. На зиму этого года у нас стоят в плане несколько промысловых судов, но это скорее исключение, чем правило. Пока нам работы с грузовым и техническим флотом хватает, но с рыбаками мы тоже работаем. Санкционные ограничения на ремонт судов в Норвегии только начались, сейчас компании в поисках площадок. И надеюсь наша работа в этом направлении принесет плоды.
П: Какие у вас есть достижения в решении кадрового голода, помимо создания учебного центра?
— Я по-прежнему убежден, что лучший специалист на предприятии – этот тот, кто вырос на этом предприятии. Отсюда строится и наша политика подбора специалистов. Работаем со школами города, и с колледжами, и с университетами, создали учебный центр. Есть договоренность с учебными заведениями, что за хорошую учебу предприятие платит учащимся и студентам стипендию. И в дальнейшем РЭБ может взять их на работу и предоставить общежитие.
Привлечение кадров — это только половина дела. Дальше нужно обеспечить конкурентную зарплату, на несколько процентов выше средней по региону. Это дает возможность удерживать кадры и привлекать сторонних специалистов.
И тут мы тоже выполняем все обязательства. Заработная плата на предприятии у производственного персонала начинается от 30 тысяч рублей и доходит до 180 тысяч рублей. Для сборщиков, сварщиков, слесарей 70% это сдельная оплата труда. Сколько нормочасов отработал конкретный специалист — столько и заработал. Тут уже зависит от желания заработать конкретного человека.
П: Какие у вас производственные планы на будущий год?
— Как минимум, выполнить тот же объем судоремонта, как в предыдущем году. И пока предварительные переговоры с заказчиками подтверждают наши намерения. Плюс хотим добавить акцента в сторону судостроения.
Понятно, что предприятие давно не строило технически сложных судов. Но мы уже который год выполняем модернизации флота, в том числе глубокие. Думаю, что пришла пора выйти на рынок полнокомплектного судостроения, что также поможет диверсифицировать производство, сгладив его сезонность, которая все равно у нас присутствует.
П: В конце сентября 2023 года на РЭБ состоялся спуск на воду буксира «Капитан Осипов» после глубокой модернизации. Сейчас вы модернизацию выполняете?
— В 2023 году, помимо «Капитана Осипова» мы занимались модернизацией на четырех судах. В этом году мы уже два буксира перевели под класс Морского регистра судоходства, с увеличением ледового класса до Arc4.
Сейчас еще на одном речном буксире идет глубокая модернизация с заменой главного двигателя, замена всего электрооборудования, кабельных трасс, замена корпуса и увеличение класса. От судна мало что осталось родного, так что это трудно назвать ремонтом. Скорее, это вариант экономного строительства для тех, кто считает деньги.
П: Проблема с комплектующими и запасными частями у вас ощущается?
— В принципе, нет. Мы еще до всех известных событий обратились к нашим китайским партнерам, перешли на двигатели их производство, чем загодя закрыли основную проблему ЗИПа. По остальному оборудованию и механизмам вопрос недостатка комплектующих и запасных частей решается гораздо легче.
П: В этом году вы выиграли премию «Молодой промышленник». Что это значит для вас?
— Я всегда говорю, что это не я выиграл, это выиграло предприятие – в целом. Моя задача состояла в том, чтобы направить сотрудников в нужное русло, а основную работу выполнили они.
А вообще – это признание на федеральном уровне того, что мы не просто что-то делаем в регионе, локальные вещи, а вносим существенный вклад в отрасль на уровне страны. И не теряемся на фоне других, более серьезных и крупных судоремонтных заводов. И главное, что премия дает понимание того, что мы двигаемся в правильном направлении и это отмечаем не только мы сами, но и со стороны.
П: По итогам 2023 года кого из заказчиков и партнеров вы бы отметили особо?
— Пользуясь случаем, хотел бы поздравить коллег, партнеров, заказчиков, всех наших друзей с Новым годом и Рождеством. Спасибо за результативное сотрудничество, важные и нужные совместные проекты. Желаем нашим коллегам и партнёрам стабильности, благополучия и результативного нового года.
В этом году наше предприятие принимает участие во всероссийской акции «Ёлка желаний», которая помогает осуществлять мечты маленьких жителей большой страны.
Хочется пожелать всем вам доброго Нового года, и чтобы мечты обязательно сбывались.
Пусть ваша мечта, как большой корабль ведёт вас к новым открытиям!
В ближайшее время начнется сборка рефулера для нового земснаряда.
Агадир является ключевым звеном в цепочке поставок для стран Африки рыболовной продукции, выловленной российскими судами в атлантической рыболовной зоне Королевства Марокко.
В высоту подшипник составляет 2,5 метра, общая масса в сборке около 25 тонн.
Решением Совета директоров было досрочно прекращены полномочия единоличного исполнительного органа ССЗ «Вымпел» Владимира Сергеевича Катышева с 9 сентября 2024 г.