В настоящий момент ведется разработка конструкторской документации.
Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) — одно из самых продуктивных судостроительных предприятий в России. За год здесь сдают более десятка судов, активно внедряют современные цифровые технологии, сокращая тем самым сроки производства, на «Красном Сормово» был построен первый российский круизный лайнер. И даже сейчас, в условиях производственного кризиса, здесь продолжают стабильно выпускать уникальные суда.
О том, как сормовичи адаптируются к новым правилам рынка и что при этом остается неизменным, мы поговорили с гендиректором завода «Красное Сормово» Михаилом Першиным.
П: Михаил Николаевич, давайте начнем с загрузки завода. Сколько судов имеете в портфеле?
— Сегодня наше предприятие имеет полную загрузку до 2027 года. В том числе реализуется строительство серии из 11 сухогрузов проекта RSD59 и подписан контракт на строительство еще 34 судов этого проекта.
Также мы получили контракт на строительство серии из трех круизных судов класса «река-море» проекта 00840 «Карелия». И продолжаем строительство серии судов-краболовов проекта КСП01.
П: На какой стадии строительства находятся заказы? Есть ли проблема по оснащению судов оборудованием?
— Головное краболовное судно проекта КСП01 «Вайгач» успешно завершило ходовые испытания. Надеемся, что в октябре краболов будет передан заказчику.
Второе судно находится в достаточно высокой степени готовности. Возникали проблемы по оснащению оборудованием, которое было включено в проект и попало под санкции. Все эти вопросы мы смогли решить и найти необходимые аналоги. Ожидаем, что до конца этого года судно будет полностью укомплектовано, а осенью следующего — передано заказчику.
Третье судно находится на стапеле на стадии формирования корпуса. Для него также было найдено все необходимое оборудование, к середине 2024 года мы должны получить все комплектующие.
Сухогрузы находятся на разных стадиях строительства.
Все три лайнера проекта 00840 «Карелия» были заложены в этом году. Сейчас формируются их корпуса. Первый теплоход будет передан заказчику в 2025 году, второй и третий – в 2026 году.
П: Год еще не окончен, но давайте подведем предварительные итоги производственных успехов за 2023 год. Что бы вы отметили?
— В этом году мы сталкивались с трудностями, большая часть из них была связана с поставками оборудования. В прошлом году из-за санкций мы не смогли вовремя сдать сухогрузы RSD59. Сейчас, повторюсь, этот вопрос решен. И несмотря на задержки, вся серия будет передана заказчику до конца года.
Говоря о производственных успехах, объективно, 2023 год не сравнить с теми результатами, которых мы добивались в 2018-2021 годах. И все же, считаю, что мы смогли адаптироваться ко всем внешним изменениям рынка.
П: Санкции привели ко временному увеличению сроков строительства, а сказалась ли замена европейского оборудования на аналоги на качестве судов?
— Пока об этом сложно судить. Делать выводы о качестве и эффективности многих комплектующих можно будет после ввода судов в эксплуатацию. Но могу сказать, что все новое оборудование проходит необходимые испытания перед тем, как попасть на судно. На тестах все изделия и механизмы демонстрируют высокий уровень технических характеристик.
П: Есть ли среди российских поставщиков те, кто приятно удивил?
— Нас приятно удивил Троицкий крановый завод. Мы начали оснащать суда грузоподъемным оборудованием от ТКЗ и могу отметить, что их продукция по качеству лучше чем у итальянских производителей.
В целом, у нас есть российские поставщики практически по каждому направлению. Единственный минус — это высокая стоимость на продукцию отечественного производства.
П: Не так давно «Красное Сормово» посещала делегация из Беларуси, какие перспективы сотрудничества есть для вас в этом направлении?
— Да, к нам приезжала делегация из Республики Беларусь, в которую вошли представители министерства транспорта и коммуникаций РБ, руководители «Белсудопроекта», «Транстехники», «Белтаможсервиса», «Беллесэкспорта» и других предприятий. Мы провели гостям экскурсию по производству, ознакомили с технологическими возможностями, показали строящиеся суда.
У Беларуси есть потребность в сухогрузах и контейнеровозах, гости проявили явный интерес к нашей деятельности. Будем надеяться на дальнейшее сотрудничество.
П: Расскажите о ходе реализации программы «Бережливое производство». Есть ли какие-то статистические данные о том, как было до внедрения и как изменилась ситуация после?
— Внедрение программы «Бережливое производство» помогает совершенствовать множество производственных процессов. Самый главный для нас показатель ее эффективности — это то, как сокращаются сроки строительства серийных судов.
В настоящий момент ведется разработка конструкторской документации.
На корабль установлено и смонтировано крупногабаритное оборудование, системы и комплексы вооружения.
Амфибийный катер на воздушной подушке базового проекта А25 разработки СК «Аэроход» имеет длину 17,23 м и ширину 7,94 м.
Физический пуск — итог кропотливого и напряженного труда многих специалистов.