Фанера для газовозов — зачем она нужна и кто ее выпускает? — Медиапалуба

Фанера для газовозов — зачем она нужна и кто ее выпускает?

В строительстве газовозов есть немало нюансов, которые остаются вне внимания широкой публики. Тем не менее от них во многом зависит эффективность работы этого вида судов. Например, резервуары, в которых размещается сжиженный природный газ, обшивают так называемой «танкерной фанерой». Из такой фанеры изготавливаются специальные изоляционные коробы, внутрь которых помещают стекловату и перлит.

Segezha Group разработала свою марку такой фанеры, и она уже нашла свое применение на китайском судостроительном рынке. Сейчас компания готова активно участвовать в создании отечественного танкерного флота, тем более что стратегические планы нашего правительства подразумевают массовое строительство газовозов.

О том, что из себя представляет «танкерная фанера», работе на китайском направлении и перспективах в российском судостроении мы поговорили с вице-президентом по коммерции ПАО «Сегежа Групп» Дмитрием Бересневым.

Дмитрий Береснев, вице-президент по коммерции ПАО «Сегежа Групп» / Фото: ПАО «Сегежа Групп»

П: Расскажите о предлагаемом для отечественного судостроения продукте. Что такое «танкерная фанера»?

Как известно, фанеру традиционно широко применяют в судостроении. Ее используют при изготовлении переборок, перегородок, применяют для настила полов и палуб. В то же время она является важным элементом внутренней отделки, дизайна, из нее делают судовую мебель. Востребованы особые качества фанеры – влагостойкость и трудногорючесть. Такие сорта мы выпускаем на наших фанерных активах – Вятском фанерном комбинате в Кировской области, Галичском фанерном комбинате в Костромской области, а также на «Красфане» в Красноярском крае.

В последние годы мы работали над выходом на узкоспециализированный рынок «танкерной фанеры». Это своего рода Rolls-Royce в линейке фанерной продукции. Такая фанера является важным элементом изоляционных слоев мембранных систем удержания грузов в СПГ-танкерах и по праву считается самым высокотехнологичным и маржинальным продуктом в фанерном бизнесе. При этом, как и всякий премиальный рынок, глобальный рынок «танкерной фанеры» по своим объемам относительно ограничен – эксперты оценивают его на уровне всего лишь 100 тыс. куб. фанеры в год. Для понимания масштабов скажу, что совокупные производственные мощности Segezha Group по фанере составляют порядка 400 тыс. куб. продукции в год. Но этот рынок растет, а, значит, и бизнес-возможности для нашей компании тоже расширяются.

Выпуск новой продукции – марку назвали Segezha LNG, освоили на Вятском фанерном комбинате в Кировской области. Это пятое в мире по объемам производства предприятие и одно из самых современных по своему техническому оснащению – в России. На него приходится примерно половина производственных мощностей нашего холдинга по фанере. При том, что оборудование здесь в основном финское, немецкое и итальянское, мы уже смогли адаптироваться к новой экономической реальности: полностью решили проблемы с запчастями и программным обеспечением. Благодаря этому производство работает без сбоев, в штатном режиме, в том числе с точки зрения выпуска Segezha LNG.

П: Какие конструктивные решения применялись при разработке такой фанеры? Под какие условия она «заточена»?

Технологический процесс «танкерной фанеры» подразумевает особую тщательность – начиная от скрупулезности при подборе сырья, березового фанкряжа, и заканчивая разработкой специальных режимов склейки и прессования слоев березового шпона, а также собственных ноу-хау для клеевых рецептур. Наша продукция прошла строжайшие сертификационные процедуры и соответствует стандартам GTT (Gaztransport & Technigaz). Одновременно наше оборудование позволяет гибко реагировать на пожелания заказчиков и максимально выполнять все требуемые технические условия. Само собой разумеется, что Segezha LNG выдерживает все экстремальные нагрузки, возникающие при транспортировке СПГ. Это и давление, и криогенное воздействие, и динамические нагрузки от движущегося судна. Высокое качество мембран, их изоляционных слоев из фанеры, позволяет гарантировать как безопасность перевозок СПГ, так и должную степень сохранности груза.

Макет, демонстрирующий технологию использования танкерной фанеры, на выставке в Китае / Фото: ПАО «Сегежа Групп»

П: Какое применение предполагается на судостроительном рынке? Провели ли вы уже переговоры с проектными бюро и верфями?

В настоящее время на российском рынке производителей мембранных систем удержания грузов для СПГ-танкеров пока нет. Поэтому вся наша продукция, Segezha LNG, направляется за рубеж. Тем не менее, мы поддерживаем тесные рабочие контакты с российскими компаниями, которые планируют в ближайшем будущем приступить к отечественному производству мембран. У нас в стране для этого есть и достойная научная база, и перспективные инженерно-технические разработки. Поэтому при появлении отечественного производителя таких мембранных систем мы будем готовы в кратчайшие сроки предложить ему уже хорошо зарекомендовавшие себя на глобальном рынке фанерные элементы для соответствующих изоляционных слоев.

П: Какие материалы задействованы в изготовлении?

В практическом плане производство фанеры представляет собой хорошо всем известный процесс склеивания березового шпона с помощью фенол-формальдегидных смол. В мире всего три страны выпускают «танкерную фанеру»: Россия, Финляндия и Латвия. И это не случайно. Дело в том, что одна из важнейших составляющих успеха – качество сырья, фанкряжа. Береза в северных широтах планеты обладает более высокими прочностными характеристиками и повышенной химической стойкостью. Сырье с юга по этим показателям заметно ей уступает. В этом плане России очень повезло с географией.

Второй компонент – технология производства. Это уже чисто коммерческая история, детали вам не расскажет никто. По данному вопросу наша компания тоже строго придерживается конфиденциальности. При этом мы полностью берем на себя ответственность по стабильному обеспечению требуемого в передовых мембранных технологиях уровня качества продукции и бесперебойности наших поставок.

П: Поделитесь опытом поставок в Китай – какие объемы идут на экспорт, как показал продукт себя в эксплуатации, какая обратная связь получена?

Наш холдинг последовательно развивает сотрудничество с китайскими судостроителями. Важно, что этот бизнес носит стратегический характер – принципиально делаем акцент на долгосрочные контракты с крупными клиентами, с системообразующими предприятиями китайской экономики. Благодаря таким системным усилиям с учетом сегодняшних мощностей наша продукция уже полностью законтрактована, вплоть до конца 2026 года. При этом в настоящее время большая часть нашей «танкерной фанеры» идет именно в Китай. Так, в прошлом году, мы поучаствовали в строительстве 13 газовозов. Отзывы – очень положительные, складывающимся партнерством удовлетворены и мы, и наши китайские друзья. Поэтому останавливаться на достигнутом не собираемся. Спрос на нашу продукцию в КНР растет – мы, в свою очередь активно готовимся к расширению клиентской базы, это дорога с двусторонним движением. Так, в текущем году сможем увеличить отгрузку соответствующей продукции примерно в три, а в следующем, 2025 году, – уже в целых четыре раза.

Глобальный рынок СПГ развивается «семимильными шагами». По количеству работающих верфей Китай уже уверенно лидирует – на протяжении целого ряда лет. В сфере строительства газовозов он все больше теснит традиционных конкурентов из Японии и Республики Корея. Наши деловые отношения с этими двумя странами сейчас крайне затруднены – они входят в орбиту влияния США и разделяют политику санкционного давления на Россию. Очевидно, что для японского и южнокорейского бизнеса такое решение – вынужденное, оно идет вразрез с их объективными экономическими интересами. И в данном контексте планы Китая еще больше усилить свои позиции лидера мирового судостроения, включая производство судов для перевозки СПГ, отвечают нашим долгосрочным целям. Поэтому мы активно подключаемся к производственным цепочкам китайских партнеров, обеспечивая высокое качество продукции и гарантируя надежность поставок.

Полагаю, что на фоне усиливающейся деиндустриализации Европы, перемещения ведущих европейских производств в США и КНР, доля наших контрактов с китайскими партнерами будет только возрастать. Повторюсь, в свете складывающейся мировой экономической конъюнктуры видим перспективу работы на китайском направлении в самых позитивных тонах.

На выставке в Китае / Фото: ПАО «Сегежа Групп»

П: Какая ситуация сейчас с фанерой в России – в судостроительном сегменте. Где есть сложности? Как планируете увеличивать свою нишу?

Фанера для судостроения – особая продукция. Ее востребованность на внутреннем рынке определяется, во многом, общим состоянием российской экономики, реализацией масштабных проектов разработки месторождений природного газа, создания и модернизации инфраструктуры для его сжижения, хранения и транспортировки, а также СПГ-бункеровки судов. В этом ключе для нас мощнейшим драйвером является государственная программа комплексного развития арктических регионов Российской Федерации и Севморпути. При этом, в целом, по нашим оценкам, в стране складываются весьма благоприятные условия для дальнейшего наращивания производства нашей линейки продукции из фанеры для судостроительной отрасли.

В этой связи внимательно отслеживаем ход реализации государственной программы отечественного судостроения. Так, согласно официальным заявлениям Минпромторга, до 2027 года она оценивается примерно в 231 млрд рублей. До 2035 года на российских верфях планируют построить порядка 985 судов, речных и морских. Около 150 из них будут крупнотоннажными и среднетоннажными. Планируется строительство новых судов для СПГ-флота, рыбного промысла и пассажирских перевозок. Одновременно увеличивается флот ледового класса специально для Северного морского пути. По всем этим направлениям мы видим для себя ниши для взаимовыгодного бизнеса, ведем переговоры с потенциальными партнерами. Так, подробно общаемся с ответственными чиновниками в Минпромторге, коллегами в компаниях «Газпром», «НОВАТЭК», «Роснефть», «Росатом», «Совкомфлот», специалистами судоверфи «Звезда». В тесном диалоге находим устраивающие всех решения, намечаем оптимальные пути сотрудничества.

Конечно, значение имеет и конкретная система удержания груза, на которой останавливается конечный заказчик, вполне конкретная технология. Самой передовой в современном мире остается мембранная, но и здесь возможны нюансы, увеличивающие или уменьшающие требуемый объем «танкерной фанеры».

Уверен, что при успешной реализации курса на реиндустриализацию в сфере судостроения места на российском рынке мембранных технологий хватит всем отечественным производителям, одновременно станет более востребованной и другая узкопрофильная продукция из фанеры. Для этого у нас есть и заводские мощности, и специализированное оборудование, и высокая квалификация сотрудников, и большой опыт работы.

Теги
Компании
Похожие новости