Первое научное судно страны «Персей» отметило 100-летие — Медиапалуба

Первое научное судно страны «Персей» отметило 100-летие

В жизни Лайского судоремонтного завода много славных страниц и одна из них прочно вписана в историю научно-исследовательского флота России.

В феврале 1923 года в доке завода завершилось строительство шхуны, и на гафеле появился собственный  флаг – синий вымпел с изображением семи звезд созвездия Персея. Одноименное судно стало первым научным в нашей стране.

Архивное фото

Но его судьба могла сложиться совсем иначе. Непростая история, казалось бы обреченной шхуны, обрела новый смысл и новую жизнь только благодаря судостроителям Лайского дока.

«Персей» должен был стать зверобойным судном. Его начали строить в Онеге по заказу сибирского промышленника Епимаха Могучего. Онежские корабельные мастера изготовили корпус, а дальше по планам предпринимателя, судну предстояло отправиться в Норвегию, для установки ходового и прочего оборудования. Но дойти до норвежских берегов «Персею» было не суждено.в России началась революция.

В конце лета 1919 года корпус шхуны привели в Архангельский порт и поставили к причалу Лайского Дока. «Персей» оказался брошенным, как и десятки других судов, впоследствии сгнивших у архангельских причалов. О печальной судьбе «Персея» с самого начала свидетельствовали приметы, которые одна за другой будто преследовали его: не разбилась с первого раза бутылка вина, которой «крестили» судно. Затем сломался бревно-рычаг ручного ворота, и спуск отменили, как и банкет, поэтому поводу. На плаву судно оказалось только через несколько дней, а затем отбуксировано в Архангельск. Недостроенную шхуну бросили в Лайском доке. Отличный корпус, но без кают, переборок и оснастки. Что с ним делать никто не знал. На Архангельском судоремонтном заводе («Красная Кузница») за судно не взялись. Несколько лет корпус простоял в затоне. Так бы и пропал, если бы не случай…

Фото: Госкаталог

Для обеспечение экономических, политических и военных интересов Советской России в Северном Ледовитом океане был создан Плавучий морской институт (Плавморнин). В начале 1920-х годов представители власти и ученые серьезно воспринимали угрозу потери Новой Земли. Одним из факторов организации экспедиции Плавморнина на Новую Землю стала запланированная на 1921 год норвежская геологическая экспедиция на архипелаг, которая могла иметь политические последствия И. И. Матусевич, руководитель Северной гидрографической экспедиции, в 1923 году отмечал: «Постройка радиостанций, составление новых карт, постановка опознавательных знаков и постоянное в течение нескольких лет плавание русских судов у берегов Новой Земли со стороны иностранцев будет служить фактом признания суверенитета над Новой Землей».

На завершении строительства зверобойной шхуны настоял директор Плавучего морского института (Плавморнин) И.И. Месяцев. Советской науке нужен был собственный флот. Уникальное сочетание корпуса «ледового класса» и отсутствие «начинки» и предрешило судьбу будущего научного судна.

Из воспоминаний очевидца Всеволода Васнецова: «Все лето в Лайском Доке визжали пилы, стучали топоры и молотки. Под руководством старого корабельного мастера В. Ф. Гостева работали судовые плотники, столяры и такелажники. Переделали комовую рубку. На носовой палубе построили лабораторную рубку для библиотеки и лаборатории. Внутри корпуса появились каюты для экипажа и грузовой трюм». Мастера Лайского завода достраивали уже не зверобойное, а научно-исследовательское судно. Первое в нашей стране. В 1923 году оно начнет работать в составе Полярно-научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.П. Книповича (ПИНРО).

Но для  работы в море исследовательское судно было еще не готово – не хватало паровой машины, котла и другой корабельной оснастки. Все необходимое позаимствовали у старых судов, которые отводили в протоку между Северной Двиной и Кузнечихой, в так называемую Собачью Дыру, где они ржавели и приходили в негодность. С парового буксира «Могучий» для «Персея» взяли главную машину и котел. С броненосца «Чесма» — электрооборудование и провода. На ледоколе «Лейтенанта Дрейер» нашли компасы, навигационное оборудование и мебель. Благодаря «пароходному братству» зверобойное судно стало научно-исследовательским. В свою первую экспедицию «Персей» вышел 19 августа 1923 года. Так началась новая история в науке страны.

В морях Северного Ледовитого океана «Персей» совершил 84 научных экспедиций, пройдя более 100 тысяч морских миль.

Владимир Визе, полярный исследователь вспоминал: «Океанографическое судно «Персей» (водоизмещением в 550 тонн), построенное в 1922 году, совершило в августе—сентябре 1934 года свой пятидесятый полярный-научно исследовательский рейс, а в 1940 году — семьдесят пятый. До 1941 года «Персей» выполнил восемьдесят четыре экспедиции, во время которых было сделано 5525 океанографических станций. За все время работы в Баренцевом море «Персеем» и «Н. Книповичем» выполнено более 6500 глубоководных гидрологических станций. В 1935 году в Баренцевом море судами «Н. Книпович» и «Персей» была выполнена систематическая гидрологическая съемка. Подобная работа была проведена в СССР впервые…».

Когда началась Великая Отечественная война, все суда ПИНРО передали в Военно-морской флот и «Персей» тоже. В первый год войны научное судно помогало защитникам полуострова Рыбачий, снабжало их различным оборудованием. 10 июля 1941 года корабль подвергся налету немецкой авиации и затонуло. Команде «Персея» удалось спастись.

Согласно морской традиции, судам присваиваются имена их героических предшественников. На Севере, неся на своей мачте звездный флаг «Персея», ходили по морям новые научно-исследовательские суда «Персей — 2» и «Персей — 3». Вот так зверопромысловое судно, благодаря судоремонтникам Лайского дока, сначала стало первым научно-исследовательским судном страны, потом защитником Севера, а теперь легендарным кораблем, который сыграл далеко не последнюю роль в развитии отечественной науки.

Яркое рождение первого научного судна «Персей» навсегда сделало Лайский док колыбелью научно-исследовательского флота нашей России.

И сегодня в поселке Лайский док шумит судоремонтный завод. Здесь обслуживают суда местных судоходных компаний: теплоходы, сухогрузы, буксиры, танкеры. Удивительно, но Лайский судоремонтный завод работает в нашем регионе 115 лет, отметив славный юбилей 30 мая 2022 года.

Автор: Татьяна Третьякова

Теги
Компании
Похожие новости